Тренинг уверенности в себе упражнения

Заниматься душой возможно по-различному. Развивать память, внимание, мышление и другие психические функции нужно, но чуть ли это основное в становлении человека. Мыслитель с хорошей памятью иногда беззащитен перед хамством. Ответственнее готовить человека к многообразным житейским обстановкам: умению быть различным, гибким, целеустремленным и сильным, воспитать внутреннего человека – того, кто всеми этими функциями пользуется.

Если ты поймал сыну рыбу, ты накормил его на сегодня. Если ты научил сына ловить рыбу, ты накормил его на всю жизнь – так гласит мудрость. Хороший психолог окажет помощь человеку в его душевном страдании, но не каждый воспитатель способен научить сохранять душевное здоровье. Имеется люди, каковые могут выживать везде и быть радостными фактически в любой ситуации. В случае если человек обожает себя, мир, людей, если он внутренне свободен и наполнен энергией, знает, для чего он живет, – он сам примет решение все свои неприятности.

Осла возможно подвести к реке, но ни один шайтан не вынудит его напиться – сказано в пословице. В случае если человек не захочет заняться своей душой сам, никакие воспитательные программы не будут действенны.

Работая с детьми в секции Психология мною преследовалась цель – научить их элементарным навыкам теоретической и практической психологии, для того, чтобы заинтересовать молодежь в предстоящей работе над собой, более глубокой и осмысленной.

Занятия посещали обучающиеся общеобразовательных школ, лицея и училищ г. Березники от 13 до 16 лет.

В ходе работы секции поступил запрос на проведение групповой тренинговой работы с детьми, посещающими данные занятия. Для определения направления работы будущим участникам группы (в составе 10 человек) был задан вопрос: Что бы вы желали поменять в себе? Чему бы вы желали обучиться?. Потом был составлен неспециализированный перечень тем будущей работы: потребность в познании себя, увеличении уверенности в себе, научении позитивному разрешению конфликтных обстановок. В итоге было сформулировано наименование тренинга: Развитие эмоции уверенности в себе, основной целью которого есть увеличение уверенности в себе.

Подростковый возрастной период есть весьма благоприятным временем для аналогичной работы. Это связано, с одной стороны, с возрастанием их интереса к себе, к своим возможностям, свойствам, а с другой – с открытостью подростков в это время к помощи со стороны взрослых в преодолении затруднений, неприятностей, принятии решений.

Тренинг Развитие эмоции уверенности в себе направлен на решение следующих задач:

  1. Обеспечить участников средствами самопознания (самонаблюдение, рефлексия и т.д.).
  2. Укрепить чувство собственного преимущества.
  3. Развить навыки, нужные для уверенного поведения.
  4. Развить навыки, нужные для позитивного преодоления конфликтных обстановок.

Программа тренинга вычислена на 1 предварительную встречу (для определения направления работы) и 3 встречи по 4 – 4,5 часа любая.

В разработке тренинга педагога-психолога ЦДЮНТТ Ширшовой С.А. учавствовали психологи – ассистенты: Леонова О.В. Степанова Ю.С.

При составлении программы тренинга употреблялась литература, перечень которой прилагается.

Тема: Я в своих глазах и в глазах других.

Цель – знакомство с группой и с самим собой.

  1. Знакомство с группой.
  2. Ввести правила группы.
  3. Обеспечить средствами самопознания.
  4. Укрепить чувство собственного преимущества.
  5. Научить элементам релаксации.

Тренинг уверенности в себе упражнения

Тема:

Я среди других.

Цель – обучение верному выражению своих эмоций и адекватному восприятию поведения другого.

  1. Создать комфортный климат для свободного выражения эмоций.
  2. Содействовать осознанию себя.
  3. Содействовать осознанию участниками своих разных линия.
  4. Работа с эмоциями.
  5. Развить навыки и умения, нужные для уверенного поведения.

Тема:

Мы весьма различные и этим занимательны друг другу.

Цель – увеличение уверенности в сфере межличностного общения

  1. Научить понимать друг друга.
  2. Содействовать осознанию неприятностей в отношениях с людьми.
  3. Развить навыки и умения, нужные для позитивного преодоления конфликтных обстановок.
  4. Окончание работы группы.

Ведущий:

Мы начнем с того, что любой по кругу назовет свое имя и скажет пара слов о себе. Перед этим предлагаю каждому из вас взять по бейджику и написать на нем свое имя. Не обязательно это будет ваше настоящее имя, вы имеете возможность назвать себя по-другому. Если вы решили взять другое имя, то, представляясь, скажите и настоящее, а позже постарайтесь сказать, из-за чего вы решили его поменять. Возможно, те имена, каковые были взяты на сегодня, позже и не пригодятся, но в случае если необходимо, любой сможет взять свою табличку и, к примеру, что-то поведать о себе под другим именем. Начинаем.

На это отводится максимум 30 мин..

2. Предварительный этап.

Для получения более всех данных об участниках группы предлагаются задания, раскрывающие неприятности неуверенности клиентов.

Ведущий: на данный момент нарисуйте, пожалуйста, то чувство которое мешает вам на протяжении общения, которое вам не приятно, в результате которого вы ощущаете себя не с уверенностью. Сверху напишете наименование этого эмоции.

На это дается максимум 15 мин..

Ведущий: А сейчас, нарисуйте то чувство, благодаря которому вы справляетесь с тем эмоцией, которое вы написали на первом рисунке, благодаря которому вам приятно и весьма интересно общаться. Сверху кроме этого напишите наименование этого эмоции.

На это дается кроме этого максимум 15 мин..

Ведущий: В то время, когда вы закончите рисовать, возьмите первый листок, где нарисовано и написано чувство мешающее вам в общении, и к написанному слову сзади страницы напишите по 5-10 прилагательных, поясняющих его. То же самое проделайте со вторым страницей, на котором нарисовано и написано приятное вам чувство.

На это отводится максимум 20 мин..

Ведущий: Обсуждение данных картинок будет происходить на одном из последующих занятиях.

3. Введение правил.

Тренинг уверенности в себе упражнения

Ведущий: Сейчас вам будут предложены правила поведения на группе, каковые распространяются как на участников группы, так и на начальников. По окончании каждого пункта прошу проголосовать за принятие (непринятие) данного правила.

На обсуждение правил отводится максимум 20 мин.. В то время, когда правила приняты, ведущий добывает листок с большой надписью данных правил, каковые затем постоянно лежат в середине круга. Дается обещание выполнять правила. Ведущий произносит слово обещаю, участники группы – также.

ПРАВИЛА ГРУППЫ: Тут и сейчас; Любой в праве сказать нет; Искренность и открытость; Принцип Я; Безоценочность суждений; Активность; Конфиденциальность.

Медитация-визуализация Судно, на котором я плыву. [3, стр. 207 — 212]

На это упражнение отводится примерно около 1 часа – 1часа 20 мин..

Ведущий: А сейчас нарисуйте то, что видели и что хочется. Может это будет ваш корабль, может просто море, быть может капитан либо еще что-то, замеченное лишь вами.

На рисунок дается максимум 20мин..

При дискуссии эффектов упражнения, кроме рефлексии состояния, хорошо узнать ответы на вопросы, приводимые на странице 211-212 [3]

Ведущий: А сейчас по кругу скажите кратко: кто как себя ощущает? На этом первый сутки заканчивается до встречи завтра. (Это говорится за четверть часа до конца занятия).

Пока участники рассаживаются по кругу ведущий выкладывает в его центр правила группы чтобы парни неспешно включались в работу.

Ведущий: Хороший сутки, счастлива вас всех видеть. Надеюсь, что ваш вчерашний вечер и сегодняшний сутки прошел удачно. Чтобы получше осознать ваше состояние попрошу всех участников круга поведать, что увлекательного случилось с вами за это время.

Обсуждение проходит с включением элементов психотерапии, и занимает максимум 45 мин..

Ведущий: В простой жизни обычно люди ограничиваются поверхностными, неглубокими контактами между собой, не пробуя заметить, что ощущает, переживает другой. на данный момент вы сделает упражнение чтобы понять, о чем идет обращение.

2. Упражнение 1. Глаза в глаза.

Тренинг уверенности в себе упражнения

Данное упражнение направлено на установление более глубокого и доверительного контакта между участниками группы. По окончании проведения данного упражнения ведущий задаёт вопросы у ребят о эмоциях, испытанных на протяжении упражнения. Кому и из-за чего было тяжело установить зрительный контакт?

На обсуждение этих вопросов дается максимум 20 – 30 мин.. Более детальное обсуждение происходит по окончании упражнения Автопортрет.

3. Упражнение 2. Броуновское движение.

Перед тем как делать третье упражнение нужно посильнее разогреть участников группы. Для этого употребляется данное упражнение.

4. Упражнение 3. Театр прикосновений.

В ходе всего исполнения упражнения ведущий перемещается от пары к паре, помогая и направляя ситера, и помогая расслабиться лежащему. По прохождению 25 мин. музыка выключается. И парам предлагается поменяться местами.

Упражнение проходит без звучно, обсуждение по окончании него не ведется. Время, отведенное на данное упражнение, не должно быть больше 50 мин., т.е. на каждого лежащего участника отводится максимум 25 мин.. Инструкция к следующему упражнению дается тогда, в то время, когда участник, лежащий на полу, лишь открыл глаза.

5. Упражнение 4. Автопортрет.

Упражнение направлено на изучение представлений о себе самом.

Сейчас возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте на нем свой портрет. Это возможно портрет себя на протяжении упражнения Театр прикосновений (каким вы себя заметили), либо это возможно ваш портрет в обыденной жизни либо еще какой-то портрет себя в вашем воображении. Рисуем с тем условием, дабы не наблюдать и не видеть картинок других участников группы. В то время, когда закончите рисовать автопортреты дадите нам лично в руки.

Обязательным в исполнении данного упражнения есть молчание участников группы и в то время, когда они рассаживаются, и в то время, когда рисуют. На протяжении этого упражнения обязана играться негромкая, спокойная музыка.

Упражнение проводится максимум 15 мин.. Чтобы все условия данного упражнения были соблюдены, нужно всех участников группы рассадить по различным углам занимаемого помещения. В крайнем случае посадить их друг к другу спиной. В то время, когда картинки закончены и собраны, все рассаживаются по местам.

Ведущий: на данный момент я буду поднимать друг за другом рисунок вверх, дабы все присутствующие имели возможность совместно отвечать на вопросы. Наряду с этим имя живописца названо не будет, так что лишь он один будет знать, что речь заходит о его портрете. В конце дискуссии каждого рисунка, живописец, по своему жажде, может назвать свое имя.

Впечатления о прошлых упражнениях и вопросы высказываются в последней части 2 дня либо при дискуссии картинок. При необходимости проводятся элементы психотерапии.

За четверть часа до завершения работы нужно провести ритуал прощания, в который входит: опрос всех участников группы по кругу об их самочувствии и настроении, и прощание.

Пока участники рассаживаются по кругу ведущий выкладывает в его центр правила группы чтобы парни неспешно включались в работу.

Ведущий: Хороший сутки, счастлива вас всех видеть. Надеюсь, что ваш вчерашний вечер и сегодняшний сутки прошел удачно. Чтобы получше осознать ваше состояние, попрошу всех участников круга поведать, что увлекательного случилось с вами за это время.

Обсуждение проходит с включением элементов психотерапии, и занимает максимум 45 мин..

Ведущий: Существует множество видов общения, о которых вы все понимаете. Но мне хотелось бы поболтать о некоторых из них, правильнее о четырех. Четырех видах общения, каковые нужно избегать, каковые в конечном итоге постоянно заводят собеседников в тупик. Обращение тут идет о ролях: агрессивной, примирительной, косвенном нападении, уклонение от темы – это те роли, каковые люди применяют для решения каких-либо неприятностей в общении. По большому счету говоря, не нужно посредством нехороших примеров показывать людям, чего они не должны делать. Но данная игра есть исключением из правил. Исключение пребывает в том, что мы проиграем обстановку в кругу, т.е. пропустим через себя ошибки, о которых говорилось ранее для того, чтобы разобраться как следует в них и применять сделанные выводы в повседневной практике. В данной игре вы испытаете на собственной шкуре, что любой из этих четырех видов общения ни при каких обстоятельствах не ведет к хорошему настроению и не имеет возможности привести к решению ваших неприятностей. И в то время, когда в будущем вы окажетесь в одной из четырех ролей, связанных с таким общением, вы внезапно поймёте это. Лишь такое осознание ситуации в последующей практике может оказать помощь вам избежать негативных, ошибочных действий.

2. Упражнение 1. Четыре вида общения. [1, стр. 269-272]

Данное упражнение направлено: на осознание неприятностей в отношениях с людьми; на развитие навыков и умений, нужных для позитивного преодоления конфликтных обстановок.

Время отведенное на данную игру не должно занимать более 1 часа, т.е. на любой круг по 15 мин.. Обсуждение проходит примерно около 30 – 45 мин..

Данный материал лучше раздать ребятам, участвующим в игре так, дабы любой вытянул не глядя какой-либо листочек.

3. Обсуждение картинок.

По окончании игры в Роли, в то время, когда все успокоятся, нужно перейти плавно к тому, что мы в жизни также бываем различные: с хорошими чертами и нехорошими, т.е. с такоми, каковые нам нравятся и такими, каковые нам не нравятся. Тут нужно раздать участникам круга картинки, сделанные ими на первом занятии и напомнить, что на одном из них положительные их качества, на другом отрицательные.

Итак, перед вами лежат картинки, на которых изображены ваши эмоции: на одном листке то, которое мешает вам на протяжении общения, на другом, которое оказывает помощь вам.

Данное обсуждение направленно на улучшение понимания друг друга через более глубокое познание себя.

В обсуждение картинок должны учавствовать все участники группы, при необходимости в данной процедуре используются элементы психотерапии.

На обсуждение уделяется максимум 1час – 1час 30 мин..

4. Упражнение 2. Хвосты.

Тренинг уверенности в себе упражнения

Данное упражнение направлено на выявление неразрешенных неприятностей, невысказанных участниками эмоций и мыслей, т.е. на выявление ответственных хвостов групповой истории и их проработку.

Тут обсуждаются ответы на вопросы. На это упражнение отводится максимум 30 мин..

А сейчас, поразмыслите, пожалуйста, несколько мин. над следующим: в чем состоит наиболее ответственный опыт, который вы купили в данной группе и который окажет помощь вам лучше справляться с трудностями повседневной жизни? Запишите, пожалуйста, это на листочке.

По окончании записи на страницах по кругу, по желанию участников, зачитываются ответы. На это задание отводится максимум 10 мин..

5. Завершающий этап работы.

На данном этапе наша работа завершается и мы предлагаем вам проститься между собой. Для этого, пожалуйста, поднимитесь. И сейчас, в то время, когда заиграет музыка, без звучно, лишь глазами и телом, скажите друг другу до свидания, и благодарю.

На это отводится 10 мин.. Затем отключается музыка.

И сейчас, поднимитесь, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. И сейчас давайте простимся дружно, со всей группой. Крикнем как возможно громче: До свидания.

Затем дается 5-10 мин. на свободное прощание участников.

В заключение хочется еще раз выделить, что предлагаемый тренинг направлен на поддержку в участниках следующих проявлений: более позитивных мыслей и эмоций о самом себе; симпатии к себе; способности относиться к себе с юмором; эмоции гордости собой как человеком; понимания с большей точностью собственных преимуществ и недостатков.

Данная работа нужна для обеспечения более действенного сотрудничества подростков в повседневной жизни и для успешного решения, поднимающихся перед ними ежедневных задач.

Положительным результатом данного тренинга есть то, что дети лучше определили себя, свои сильные стороны, им удалось развить в себе чувство собственного преимущества, они обучились преодолевать неуверенность, ужас, повышенное волнение в разных обстановках, кроме этого они обучились наиболее удачно и полно реализовывать себя в поведении и деятельности, утверждать свои права и собственную ценность, не только не ущемляя прав и ценности других людей, но и содействуя их увеличению.

  1. Биркенбиль В.Ф. Коммуникационный тренинг: Наука общения для всех. М. ФАИР-ПРЕС, 2002.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. 1968.
  3. Вачков И. Базы технологии группового тренинга. Психотехники. М. Изд. Ось – 89, 2000.
  4. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М. 1993.
  5. Дубровина И.В. Управление практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. М. Изд. центр Академия, 1997.
  6. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург: Изд. АРД Ltd. 1997.
  7. Кривцова С.В. Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного сотрудничества с детьми. №-е изд. стер. – М. Генезис, 1999.
  8. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М. Просвещение, Учебная литература, 1996.
  9. Прихожан А.М. Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей 10-12 лет (программа курса занятий)// Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и детьми / Под ред. И.В. Дубровиной. Москва – Тула, 1993.
  10. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы – теория и практика. М. 1990.
  11. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие.Т.1. М.:Генезис, 1998.
  12. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие.Т.2. М.:Генезис, 1998.
  13. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие.Т.3. М.:Генезис, 1998.
  14. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие.Т.4. М.:Генезис, 1998.
  15. Фопел К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. М. Генезис, 1999.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *